Творческий коллектив из станицы Бесскорбной рассказал и показал, что беременной казачке обязательно расплетали косы (фото автора).
Ежегодный районный фестиваль традиционных культур «Кубанская радуга XXII: Слово о матери-казачке» прошел в Новокубанском культурно-досуговом центре имени В.И. Наумчиковой.
День матери-казачки отмечается казаками 4 декабря (21 ноября по старому стилю) более 200 лет. Приходится он на великий православный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. История праздника интересна: 21 ноября 1774 года в Русско-турецкую войну отряд татар и турок численностью 9 000 человек вторгся на территорию нашей страны на Тереке и окружил станицу Наурскую (ныне – город Невре в Чеченской Республике). Все казаки были в походе, и оборона легла на женщин, стариков и детей. Они выстояли, и в честь этой битвы в городе Невре насыпан курган Славы, а событие названо Днем матери-казачки.
Пока муж находился на военной службе, его жена сама вела хозяйство. И все ей удавалось: на реке казачка управлялась с каюком, скакала верхом на коне, владела арканом и луком. Не раздумывая, сама вставала на защиту родной земли. На женских плечах держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, сохранялись старинные обычаи рода. Именно о таких традициях и поведали на районном фестивале творческие коллективы района, затронув такую важную и многогранную тему материнства.
Выступления оценивало жюри, в состав которого вошли: Ольга Камынина – председатель, начальник отдела культуры администрации Новокубанского района; Наталья Костина – главный специалист отдела культуры; Екатерина Пелих – директор Межпоселенческого методического центра культуры; Татьяна Рузанкина – заведующая учебно-методическим отделом Межпоселенческого методического центра культуры; Ирина Мыцыкова – художественный руководитель Новокубанского культурно-досугового центра имени В.И. Наумчиковой.
РОДИЛЬНЫЙ ОБРЯД
Право открыть фестиваль выпало талантливым артистам из станицы Бесскорбной. Творческий коллектив под руководством Елены Постниковой представил «Родильный обряд».
Сюжет театральной зарисовки рассказывал о том, как во время этого «священного момента» все уходили из дома, а вместе с роженицей оставались повитухи и родственницы. Для облегчения родов они помогали женщине взобраться на большой сундук и спрыгнуть с него на пол. Если прыжки делу не помогли, на помощь шла кочерга – через нее необходимо было перегибаться.
Также среди казачек существовало поверье, что для рождения сына необходимо некоторое время носить сорочку той женщины, у которой рождались одни мальчики. При трудных родах развязывали все узлы в доме, расплетали косы, открывали все замки, разряжали ружья.
После родов обязательно наступал этап очищения – мать и ребенок на протяжении семи дней мылись в бане. Незадолго до банных процедур, ребенка «растягивали» – так назывался массаж, когда ручки и ножки новорожденного бережно разминали, чтобы сделать сильнее и здоровее, исправить родовые дефекты.
Спустя некоторое время ребенка крестили. Набиралась купель холодной колодезной воды, чтобы закалить дитя. В крестные выбирали родственников или уважаемых соседей.
О ЗАМУЖЕСТВЕ МАРУСИ
Семейно-бытовая сценка «Как Маруся замуж собиралась», представленная Прочноокопским культурно-досуговым центром под творческим руководством Марии Калюжной и Виктора Кудрявцева, поведали сюжет из жизни простой казачьей семьи.
В центре «повествования» была молодая Маруся, ожидающая Ивана, ушедшего в военный поход. Казачки верили, что если девушка раньше всех придет в церковь на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, и попросит: «Покров-батюшка, покрой землю снежком, а меня платком», — то обязательно выйдет замуж.
В конце сценки Иван возвращается в родимую сторону с гостинцами и с заветным колечком для невесты, а все семейство предвкушает посиделки со сватами и свадьбу.
СМЫВАНИЕ ЗАБОТЫ
Творческий коллектив Прикубанского культурно-досугового центра с руководителем Галиной Ананьевой подготовил сценку по обряду «Смывание с дочурки заботы».
В центре истории – молодой отец, у которого только что родилась дочь. Сначала он опечален этим фактом, рассчитывав на сына, но родственницы говорят: «Не горюй, лучше сундук набить, чем коня купить». Затем новоиспеченному отцу нужно отведать горько-соленой каши, чтобы у дочери была счастливая и сладкая жизнь. Ради такой благой цели молодой казак съедает весь казанок.
Был продемонстрирован и обряд очищения младенца водой, во время которого произносились добрые пожелания.
СЛАВА МАТЕРЕ-КАЗАЧКЕ
Клуб любителей фольклорного жанра «Зорюшка» Ляпинского культурно-досугового центра вместе со своим руководителем Натальей Пушкаревой представил на суд жюри программу «Поклон тебе и слава, мать-казачка».
Три дочери рассказали маме о том, как сильно хотят замуж. Но одними мечтаниями сыт не будешь. Поэтому предстояло девушкам пройти испытания по домоводству: растопить печку, принести воды, накормить домашних животных.
Младшая дочь осталась помогать маме по хозяйству, а старшие ушли за водой. Мама девушек вспомнила об одной давней традиции: каждая из будущих невест должна была набрать полный чайник воды и поставить его на плиту. Та, чей чайник закипит первым, в этот же год выйдет замуж.
Творческий коллектив Новосельского культурно-досугового центра под руководством Галины Кабачковой подготовил театральную зарисовку «Хочу быть мамой!», шутливо объединив нынешнюю действительность с традициями казачества.
Главная героиня в ожидании малыша. Она предлагает своей бабушке-казачке сделать фото и снять видео на мобильный телефон, на что получает неоднозначные комментарии от родственниц. Они учат ее: чтобы стать матерью, нужно научиться серьезности, терпению, сочувствию и помнить о заветах предков. Будущей матери-казачке нужно ходить в церковь, знать колыбельные песни, уметь правильно пеленать дитя.
«БЫЛИ БЫ КАЗАЧКИ…»
Фольклорно-театрализованное представление «Рождение и крещение детей» под руководством Елены Карпаш, Светланы Кулик, Кристины Степановой представил творческий коллектив Верхнекубанского культурно-досугового центра. Инсценировка называлась «Были бы казачки – казаки будут!», и раскрывала, как проходил день появления в семье детей в кубанской станице.
У пожилого казака в один день родились и внук, и внучка. В честь появления мальчика стреляли из пушек и ружей, а рождение девочки приносило в дом тихую нежную радость.
ПРО СЕМЕЙНЫЙ БЫТ
Народный театр миниатюр «Комик» Советского культурно-досугового центра под руководством Ольги Каракашьян, народно-вокальный ансамбль «Золотое сердце» с художественным руководителем Еленой Закревской представили свое выступление про семейный быт.
Зрителям рассказали о традициях, которые обязана была соблюдать беременная казачка: не носить бус и прочих украшений, не заплетать кос и не шить. Считалось, что так она «запутает» жизнь будущему малышу. Будущую мать все берегли, заботились о ней. Во время самих родов обязательно нужно было зажечь венчальную свечу, а отцу – кричать громко-громко вместо роженицы, чтобы ей было легче во время появления на свет малыша.
Валентина Хатуова и Екатерина Тимченко вместе со своими творческими коллективами Ковалевского культурно-досугового центра представили сценку «Баюкашная».
В своем представлении артисты подчеркнули значимость общения, взаимопомощи и, конечно же, песен. Застольные, колыбельные и свадебные песни в казачьих станицах звучали всегда. В ходе инсценировки коллективы исполнили несколько очень нежных колыбельных песен.
«УКЛАДЫВАНИЕ МЛАДЕНЦА В ПЕЧКУ»
Выступление коллектива Новокубанского культурно-досугового центра имени В.И. Наумчиковой под руководством Ирина Мыцыковой завершало череду фестивальных представлений. Семейно-бытовая картинка «Укладывание младенца в печку» поведало об обряде, который заключался в том, чтобы укрепить здоровье и дух ребенка, родившегося недоношенным.
Малыша следовало завернуть в тесто, хорошенечко укутать и положить на некоторое время в печь. Там, в тепле, он становился сильнее. Целебные свойства печи широко известны, но, конечно, не каждая мать отважиться положить ребенка в жар. Так и героиня театральной постановки передала всю материнскую тревогу и волнение за дитя. Затем ребенка трижды проносили через женскую сорочку, как бы «заново рождая». В каждый уголок колыбельки сыпали зерна, помещали мешочек с солью, платок с деньгами, и только потом укладывали туда малыша.
Татьяна КОБЫЛЬСКАЯ
После рождения младенца обязательно нужно было искупать (фото автора).
Один из интересных обрядов старинных обрядов представил творческий коллектив Новокубанского культурно-досугового центра имени В.И. Наумчиковой: необходимо было завернуть недоношенного младенца в тесто и пронесли через женскую сорочку (фото автора).
Автор: Свет маяков